В.Ш. Сабиров. ЛЮБОВЬ И УВАЖЕНИЕ

 

Уверен, что не найдется такого человека, который бы не осмелился ответить на вопрос, как соотносятся друг с другом понятия «любовь» и «уважение». Думаю, что и ответ будет однотипным: уважать нужно всех, а любить только некоторых. Можно ли считать такой ответ правильным? Я считаю, что любовь и уважение соотносятся друг с другом гораздо сложнее. Попытаюсь обосновать свою точку зрения.

Любовь понятие очень сложное, не случайно древние греки употребляли несколько слов для обозначения разных типов любви.

Эрос – восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении.
Людус – любовь — спорт, любовь — игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направлена исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь.
Сторге – любовь-нежность, любовь-дружба.
Филия — платоническая любовь, данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание.
Мания – страсть или «безумие от богов».

Прагма – это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету».

Агапэ — наивысшая степень любви, Любовь Бога. Это жертвенная, бескорыстная любовь.

В русском языке любовь обозначается одним словом, а подразумеваются ее разные варианты, в том числе и обозначенные выше.

Однако, с нашей точки зрения, главное в любви – это то, что это понятие в первую очередь отражает духовное явление. Любовь не просто чувство или состояние души. Она есть онтологический закон жизни, охватывающий природные, социальные и человеческие отношения. В христианской традиции любовь – высшая ценность. Бог есть любовь. Благодать исходит на всех людей, все люди любимы и все могут быть спасены. Любовь спасительна. Поэтому не случайно в христианстве брак, основанный на любви мужа и жены, есть один из путей спасения.

Уважение же является нравственным понятием и ценностью, означающее признание достоинства человека, его прав и свобод.

Следовательно, взвешивая эти понятия, нужно хорошо представлять, какое значение имеют в жизни человека любовь и уважение.

Любовь персоналистична, уважение же нередко означает полное равнодушие к личности человека, оно неглубоко, поверхностно.

Иногда выражение неуважения к поведению человека является проявлением к нему любви, ибо может заставить его задуматься о своей жизни, об отношении к нему людей и о своем отношении к другим людям. Поэтому конфликты, возникающие между людьми, не всегда дают плохие результаты. Они могут встряхнуть человека, пробудить в нем личную ответственность. Однако, если человек живет в атмосфере тотального неуважения, то это может привести к печальным последствиям: утрате им смысла жизни, рождению несчастного сознания. Это может создать предпосылки для преступлений и суицида. Так что нужно очень умело пользоваться в отношениях с людьми инструментом, именуемым «уважение». Любовь же – это не инструмент, а способ существования, открывающий личность в нас самих и других людях.

 

12 Comments

  1. Антрацит

    «уважение же нередко означает полное равнодушие к личности человека» поясните на конкретном примере, пжл, как так?

    Reply
    1. Владимир

      Уважение к человеку проявляется через вежливое отношение к нему, а вежливость нередко просто маска, которой мы прикрываем свои подлинные чувства. Не обижайтесь, если сразу не отвечаем. Цейтнот

      Reply
      1. Антрацит

        Спасибо за ответ! А любовь не может быть маской?

        Reply
        1. Владимир

          Извините, что не сразу ответил. Конечно, и любовь может быть маской. Повторюсь, что здесь мы говорим о любви в духовном смысле, воплощением которой был Христос. Его, Спасителя, любовь не есть фальшивая любовь (маска), потому что он к каждому человеку относится по-разному для того, чтобы тот мог обрести спасение, не утратил человеческий облик на земле и личностно существовал в вечности. Вот если бы он расточал на всех одинаковую елейную сладкую «любовь», то мало бы кто поверил в Его реальность и в Евангельское благовествование. Евангелия психологические абсолютно достоверны. Ведь Иисус Христос сначала проповедовал спасение только еврейского народа, а только после случая с язычницей хананеянкой, которой он дважды отказал в помощи именно из-за ее язычества, в третий раз сказал: «Вера твоя спасла тебя и твою дочь!» С этого момента он стал проповедовать и язычникам, за что и бы наказан Синедрионом, предан суду и казнен, как преступник, нарушивший иудейские заповеди.

          Reply
  2. Апперцепт

    Почему у Вас на сайте авторы не отвечают на вопросы читателей? Вы их не уважаете и не любите?

    Reply
  3. Андрей Евгеньевич Зимбули

    Очень интересные и тонкие размышления. Спасибо Владимиру Шакировичу! Вместе с тем я бы не спешил во всём соглашаться с изложенной логикой. Скажу почему. Любовь многолика. Но и уважение — тоже разнообразно. Например, по онтологическому факту, по статусу, за конкретные умения, за дела. Когда Альберт Швейцер формулировал суть своего мировоззрения, там речь шла о глубочайшем уважении к любой форме жизни. Действительно, природа долгие века работала, чтобы создать муравья, травинку, еловую шишку. В сочинениях Канта я для себя не так давно обнаружил в дополнение к Категорическому императиву — вектор Благоволения. И теперь все страницы наследия этого философа стали теплее, живее. В целом же я склоняюсь именно к процитированной в начале сюжета точке зрения — любят избранных, а уважать нужно всех (+ уточню: сообразно тому, как они себя проявляют.

    Reply
    1. Владимир

      Здесь другая логика. Христос любил или уважал людей? Любил, как Спаситель, каждого по-разному с единственной целью — помочь ему спастись, очиститься от грехов и обрести блаженство вечной жизни. Любил или уважал он, например, Иуду Искариота или Фому? Конечно, любил, желал им спасения. А вот едва ли он уважал Иуду, да и Фому, сказав ему: «Блаженны уверовавшие, но не видевшие». Господь посылает дождь на добрых и злых и солнце светит для добрых и злых. Из любви или уважения он уравнивает здесь добрых и злых? Уважение вообще не духовная категория. Любовь же выше всего, добра и зла, справедливости. Когда она исчезает, тогда и обнаруживается добро и зло, несправедливость. Когда бывшие возлюбленные расходятся и заявляют, что при этом они уважают друг друга, то что они фактически констатируют — безразличие друг к другу под маской благожелательности.

      Reply
      1. Андрей Зимбули

        Спасибо за комментарий! Конечно же соглашаюсь. Христова любовь — охватывает весь мир. В этом её величие, мудрость, благодать и много-много чего невыразимо ценного. Но я с детства приучен не только ценить замечательные примеры, но и быть честным, когда надо определять — а какому примеру я в силах следовать, а какому не в силах. Мне в жизни везло — я встречал много людей, которые вызывали моё искреннее восхищение музыкальной памятью, живым знанием иностранных языков, спортивными умениями. Подчёркиваю: искренне восхищаясь их дарованиями я и не помышлял вставать на их путь развития. Ни в хоккей играть, ни с шестом прыгать даже не помышляю. Поэтому и в данном конкретном рассуждении я придерживаюсь той же логики, исхожу из посильного лично мне. Ну нет во мне космической любви ко всему на свете. Ни к сбившемуся с пути спортсмену Кокорину, ни к взбалмошному Трампу, ни к отечественным казнокрадам. И что-то мне подсказывает, что в моём конкретном случае этой любви и не очень-то кто-то из них ждёт. С уважением, повторяюсь, мне проще. Оно реальней. В рамках логики вокруг уважения я могу представить разные жизненные трудности, через которые вынуждены были проходить и бессовестные казнокрады и сумасбродные политики. Повторяю: разумом мне проще отстранённо принять их малосимпатичные действия, и спокойно заниматься своими делами. Любовь — настоятельно требует другого. Неусыпного, не дозированного отношения. Меня на это не хватит. Лишаться сна из-за футболистов, хватающихся за стул в момент недовольства — честно скажу, не желаю. Меня не хватает на куда более близких ко мне людей! Безразличие — это особая тема, сейчас не хочу её даже задевать.

        Reply
  4. Владимир

    Дорогой Андрей Евгеньевич! Где-то происходит сближение позиций, а где-то непонимание нашего подхода. Кокорина с Мамаевым нельзя уважать за их поступок, который подпадает под статью уголовного кодекса. Они должны быть преданы суду и понести справедливое наказание. Если это произойдет, и они окажутся осужденными и хотя бы часть срока проведут в местах не столь отдаленных, то это будет проявление по отношению к ним как раз христианской любви, ибо они кое-что поймут в этой жизни. Пребывание на зоне должно быть для них спасительным в духовном плане. Если же они откупятся, или сердобольные болельщики будут просить их пожалеть, а также несчастные их семьи, то это будет для всех их жизненной катастрофой. Далее. Христос не есть космический вселенский принцип, а он живет в душе каждого христианина, который в отношениях с другими людьми, которые попадают в круг его непосредственного общения, поступает как соспаситель, помогающий другим людям стать или остаться человеком. Поэтому уважение к одним может работать на это и быть проявлением любви духовной (а не душевной), а неуважение к другим — тоже проявление любви, ибо кого-то принудит задуматься о своей жизни. Вспомним А.С. Макаренко, который ударил своего колониста. Наверное, не из уважения к нему, а, как это ни парадоксально, из любви к нему. И этот ужасный, с точки зрения педагогики, поступок учителя сработал, по вполне христианской парадигме. В другой ситуации тот же А.С. Макаренко доверил бывшему преступнику доставить деньги колонии в банк. И это проявленное им доверие к человеку, за которым числилось множество случаев воровства, разбоя и других преступлений, в корне переродило его, пробудило недюжинную ответственность, благодаря которой он бы даже мертвым доставил деньги в пункт назначения. Христос по разному поступает по отношению к разным людям, он не расточает на всех людей однообразный сладкий елей, и поступает так, зная и понимая, что для разных людей требуются разные средства их вочеловечения, одухотворения и спасения. Повторюсь, любовь можно понимать духовно и душевно. Мы говорим о духовной любви. Возлюбить врага своего душевной любовью нельзя, психологически это невозможно. Но духовно возможно. У кого нет врагов, а одни только друзья, то ему трудно развиться интеллектуально, нравственно, духовно и личностно. Разве может мать уважать и душевно возлюбить убийцу своего ребенка. А духовно, хотя бы со временем сможет, когда поймет, что утрата изменила ее жизнь, духовно ее переродила или что ее ребенок, став взрослым мог бы стать хуже своего убийцы. Примеров тому в жизни современной более чем достаточно. Очень рад такому продуктивному общению. Спасибо от всей души.

    Reply
  5. Андрей Зимбули

    Дорогой Владимир Сергеевич, душевно признателен за новые, глубокие пояснения. Особенно важна для меня в них та мысль, которая советует различать любовь душевную и духовную. Могу подозревать, что и уважение следовало бы различать, например, внешне выражаемое и искренне переживаемое. Но не буду сейчас вдаваться в различия между разновидностями уважения (по вертикали, по горизонтали, к самому себе и т.п.). Коротко выскажусь о любви. Несколько лет назад мне встретилась замечательная цитата из митрополита Филарета:
    «Любите врагов ваших, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими» [Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. – СПб., 1994. – C. 40]. Она мне стала сразу очень созвучной, многое разъясняющей.

    Наверняка Филарет учёл в своём высказывании различия между духовной / душевной любовью, между духовным / душевным сокрушанием, духовным / душевным гнушанием.

    Пересвет и Ослябя вряд ли толерантно держали свои мечи.

    Вряд ли соображениями мультикультурализма были продиктовано синодальное решение, констатировавшее более века назад отпадение от Церкви выдающегося русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь».

    Ещё не изучал конкретные официальные документы, которые современное руководство РПЦ приняло по поводу украинских раскольников, поощряемых константинопольскими религиозными чиновниками,но убеждён: в этих документах обязательно будут сочетаться и негодование, и искренняя печаль, и молитвенные упования.

    Reply
  6. Любознательный

    А американцы улыбаются из любви или уважения?

    Reply
    1. Знаток

      Из страха, чтобы не пристрелили.

      Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.